Исследуя корни хронических неудач, психологи выделили четыре распространенные ошибки, которые совершают матери в процессе воспитания детей. Воспитание, основанное на этих ошибках, нередко приводит к негативным последствиям. Такие просчеты в воспитательном процессе могут разрушить личность ребенка, из-за чего ему впоследствии сложно адаптироваться в обществе и выстраивать здоровые отношения с другими людьми.
Психологи выделили четыре основных типа распространенных ошибок, которые допускают некоторые матери в своем поведении.
«Займись делом лучше»
Мать постоянно выражает недовольство поведением своего ребёнка. Когда он увлечён творчеством, она непременно делает упрёк: «Займись лучше учёбой!». Если ребёнок погружён в чтение, она обязательно говорит: «Было бы полезнее поиграть на улице с мячом». В конечном счёте, у ребёнка формируется ощущение собственной незначимости и некомпетентности.
Женщина может вести себя с ребёнком таким образом, либо проецируя на него свои собственные нереализованные мечты, либо повторяя ошибки, допущенные её родителями. В данном случае, для проработки личных комплексов и неосуществлённых планов необходима помощь психолога. Или же такое поведение может быть связано с отсутствием у женщины собственной личной жизни.
«Я всё сделаю сама»
Эти мамы проявляют такую сильную связь со своим ребёнком, что кажется, будто они соединены с ним пуповиной. Вместо фразы «Пообедай и делай уроки» такая мать скажет: «Сейчас мы пообедаем, а затем займёмся уроками», подразумевая одного ребёнка. Она не позволяет ему даже задуматься о какой-либо независимости. Для неё сын или дочь – это вечный ребёнок, требующий её защиты. В результате формируется личность, лишённая характера и не умеющая справляться с трудностями.
Если мать-наседку ребёнка, то в будущем он может вырасти дезориентированным и некомпетентным. Она и дальше будет ограждать его от трудностей и принимать решения за него, определяя, с кем ему общаться, а кого избегать. Такое воспитание может разрушить жизнь ребёнку, и женщине важно осознать это, отказаться от чувства общности и позволить своему сыну или дочери самостоятельно познавать окружающий мир.
«Сокровище ты моё»
В подобных ситуациях безоговорочная материнская любовь побуждает женщину испытывать радость не только по поводу достижений сына или дочери, но и по поводу их капризов, а также проявлений нежелательного поведения. Такая мать полагает, что это всего лишь ребёнок, и ему позволено всё, а некоторые окружающие не способны это оценить. Воспитанный по такому принципу ребёнок, как правило, будет предъявлять претензии к другим и ожидать многого от них, но не от самого себя. Во всех случаях виноваты будут окружающие, но он никогда не признает свою неправоту.
Для человека, воспитанного подобным образом, общение со сверстниками может оказаться сложным испытанием, поскольку в детстве он привык к безоговорочной любви и одобрению. Постоянные похвалы, вне зависимости от заслуг, лишают ребенка стимула к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Именно поэтому с раннего детства необходимо выстраивать с ребенком отношения, основанные на доверии, но с четкими ограничениями. Следует отмечать достижения малыша, но и указывать на его ошибки.
«Мне лучше знать»
Детям, чьи матери обладают авторитарным типом личности, часто не везёт. Сначала они решают, какую одежду надевать ребёнку и чем ему заниматься. Затем они диктуют, с кем поддерживать общение, а после – какую профессию выбрать. При этом это преподносится не как рекомендация, а как единственный приемлемый путь. Спорить с авторитарной матерью не имеет смысла, и у такой властной женщины вырастает ребёнок, лишённый собственной воли. Такой ребёнок будет лишь выполнять указания, но не сможет проявлять творчество и самостоятельность.
Он всегда останется в подчиненном положении, но не сможет стать руководителем. Никто и не заподозрит, что у этого человека есть эмоции, собственные желания и точка зрения – настолько глубоко он научился скрывать свои чувства. Авторитарной матери, стремясь к счастью своего ребенка, следует предоставлять ему больше свободы выбора и порой воздерживаться от выражения своих убеждений. Наиболее продуктивно, когда у мамы достаточно мудрости, чтобы спросить совета у ребенка, побуждая его самостоятельно находить решения. Идеальная мама – та, кто принимает решения вместе со своим ребенком.