Когда человек стремится продемонстрировать большую компетентность, чем он имеет, это явление известно как эффект Даннинга-Крюгера. Исследователи описали его проявления и трудности, которые оно способно породить.
Теория Даннинга-Крюгера про глупость
Согласно исследованиям, проведенным Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером из Корнельского университета, люди часто испытывают трудности с объективной оценкой своих навыков и уровня знаний. Они склонны переоценивать свои способности, что не соответствует действительности.
Разработанная исследователями теория также известна как «Точка глупости». Она подразумевает наличие определенных знаний по конкретной теме, однако их объема не хватает для полного раскрытия вопроса. У человека возникает стремление высказываться на эту тему, но ему не хватает опыта и проницательности, чтобы углубить свое понимание.
В чем суть эффекта Даннинга-Крюгера
Первое исследование психологического заблуждения, заключающегося в переоценке собственных умственных способностей, было проведено в 1999 году. Результаты показали, что люди с ограниченными возможностями не способны к адекватной самооценке. Причиной этого является недостаточная самокритичность, которая мешает им объективно оценить свои навыки. По сути, люди настолько не осведомлены о своих недостатках, что не осознают степень своей некомпетентности.
Проверка эффекта ученых
Чтобы доказать свою гипотезу, исследователи провели эксперимент с участием группы добровольцев, которым были предложены задания и тесты. Те, кто показал хорошие результаты, считали, что им не хватает знаний. В то же время, у тех, чьи результаты были неудовлетворительными, наблюдалась уверенность в собственных способностях. При этом, чем ниже был результат, тем более завышенной была самооценка.
На втором этапе эксперимента участникам были предложены сложные термины и несколько придуманных слов. Им необходимо было указать, знакомы ли они с ними. При этом некоторые респонденты утверждали, что знают как реальные термины, так и выдуманные.
К чему пришли ученые
В ходе проведенных исследований ученые пришли к выводу, что обладание частичной информацией может быть более проблематичным, чем полное отсутствие знаний. Это связано с тем, что человек, имеющий лишь фрагментарные сведения, склонен переоценивать свой уровень компетентности. Для коррекции ситуации необходимо расширять свой кругозор и углублять знания в недостаточных областях. Лишь тогда можно осознать масштаб предыдущей неполноты.
Воздействие может представлять угрозу для здоровья
Наблюдение за необдуманными поступками может быть забавным, однако некоторые из них могут представлять опасность для окружающих. В качестве примера можно привести ситуацию, когда пожилому пациенту рекомендуют физические упражнения для реабилитации. Но он отказывается их выполнять, полагая, что это может причинить ему вред, даже если этот подход потенциально мог бы оказаться эффективным. Отказ связан с опасениями по поводу дискомфорта после занятий, что заставляет их сомневаться в их полезности.
В Индии некоторые женщины полагают, что причиной диареи является избыточное потребление воды. В связи с этим, при возникновении диареи они ограничивают количество жидкости, получаемой детьми, хотя необходимо поступать иначе.
Как не оказаться глупым
Не всегда человек способен объективно оценить свой уровень компетентности в определенной области, если он не осознает, каким объемом информации должен обладать. Это похоже на ситуацию, когда сочинения проверяет ученик, не владеющий грамматикой – он просто не заметит недочетов. Чтобы избежать неприятных моментов, важно убедиться в достоверности своих знаний или высказываний в процессе беседы.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Существует ли полигамность у мужчин, но не у женщин: миф или реальность, подлежащая оценке специалистов