Мода – явление непостоянное, она непрерывно трансформируется, исчезая и возвращаясь вновь. Однако история демонстрирует случаи, когда стремление следовать модным тенденциям ставило людей в определенную опасность. На протяжении всей истории человек стремился одеваться красиво и стильно. Даже в прошлые века люди изобретали различные способы, чтобы выглядеть модно.
Чопины
Италия заслуженно считается родиной качественной обуви. Форма страны на карте мира действительно напоминает сапог. Именно здесь появились всемирно известные дизайнеры, такие как Гуччи, Прада и Феррагамо. Однако история знает и один заметный провал, который Италия представила еще в XV веке – это знаменитые чопины. Они представляли собой подобие саба на высоком каблуке и выглядели, мягко говоря, необычно. Именно чопины стали предшественниками современной обуви на каблуке.
Изначально эту обувь изготавливали из пробки или дерева, чтобы защищать ноги от грязи на венецианских улицах. Высота подошвы со временем достигала 50 сантиметров. Чопины были доступны исключительно представителям знатных и состоятельных семей. Однако такая значительная высота платформы нередко становилась причиной падений. Другими словами, итальянцы довольно часто спотыкались и падали из-за этой обуви.
Тюдоровские жабо
Тюдоровские жабо внешне похожи на конусы, которые используют для защиты собак от расчесывания. Однако для человека они не имели никакой практической ценности и служили исключительно для демонстрации моды и стиля. При этом жабо были крайне неудобными. Подобные декоративные элементы нравились королеве Елизавете I. Впоследствии жабо стало одним из характерных признаков и символов той эпохи. Опасность жабо заключалась в большом количестве булавок, используемых для придания изделию жесткой формы.
Жабо со временем увеличивалось в объеме и становилось заметно шире. Для создания воротника, предназначенного для удушения, применяли плотные оборки из льна или кружева, а также использовали золотые нити и драгоценные камни.
Бинтование ног
На протяжении тысячелетия китайские женщины подвергали свои ноги бинтованию. Эта практика приводила к сильной деформации стопы, которая существенно отличалась от нормальной анатомии. Однако, благодаря этому, девушки могли носить очень маленькую обувь. В результате, небольшие ножки стали своего рода объектом обожания в Китае. Считалось, что идеальная невеста должна обладать ногами длиной не более восьми сантиметров. Тем не менее, бинтование причиняло девушкам невыносимые страдания.
С раннего детства ноги девочек бинтовали на протяжении двух лет, стремясь к уменьшению их размера. Прежде этого пальцы ног ломали и фиксировали плашмя к подошве. В результате формировался треугольный изгиб стопы. Такая процедура могла привести к развитию гангрены и существенно ухудшить кровообращение. Этот травмирующий обряд был прекращен в 1912 году, когда в Китае его официально запретили.
Жёсткий высокий воротник
Использование съемного крахмального воротничка позволяло мужчинам реже менять рубашки. Однако жесткость ткани создавала риск повреждения сонной артерии. Следовательно, этот модный аксессуар мог представлять угрозу для жизни.
В эпоху правления короля Эдуарда, даже, казалось бы, безобидный воротничок стал причиной гибели многих мужчин. Со временем воротник получил прозвище «отцеубийца». При наклоне головы вперед человек начинал испытывать затруднение с дыханием, и обычный прием пищи мог закончиться трагически.
Напудренный парик
Для многих мужчин, в особенности для представителей молодого поколения, потеря волос и облысение становятся серьезной проблемой. Так, король Франции Людовик XIII скрывал свою лысину с помощью парика, что породило новую модную волну. Впоследствии его сын сделал парик символом высокого положения в обществе и даже превратил его в некий атрибут, демонстрирующий статус. В XVII-XVIII веках в Европе разразилась эпидемия сифилиса, одним из последствий которой было выпадение волос.
Среди тех, кто пострадал от недуга, был король Людовик XIV. На протяжении всех 72 лет своего правления он демонстрировал себя с помощью пышных париков. Однако, помимо этого, волосы лошадей, из которых изготавливались эти украшения, кишели вшами и другими паразитами. В дальнейшем для создания локонов стали использовать свиное сало и свинцовый порошок. Следовательно, все носившие парики подвергались риску их случайного возгорания, поскольку в то время для освещения комнат использовались свечи.
Хромая юбка
Несомненно, поклонниц юбок с подтяжками можно считать жертвами моды. Их ношение напоминало ношение кандалов. В начале XX века хромая юбка, являвшаяся предшественницей современной юбки, была весьма популярна. Однако она существенно ограничивала свободу движений. Женщинам приходилось передвигаться небольшими шагами, что нередко приводило к падениям. Впоследствии эта модель ушла из моды.
Корсет
Корсет имеет богатую историю. Сегодня многие девушки продолжают использовать его, чтобы подчеркнуть талию. Однако в эпоху Викторианской эпохи ношение корсета могло быть затруднительным, поскольку они были очень узкими и ограничивали дыхание. Помимо этого, существовала опасность перелома ребер и внутренних кровотечений. Такова была плата за желаемую тонкую талию.
Кринолин
В 1860-х годах кринолины пользовались огромной популярностью, и их носили девушки вне зависимости от их положения в обществе. Однако этот предмет гардероба нередко становился причиной пожаров, что могло привести к серьезным травмам. Юбки того времени помогали сформировать иллюзию широких бедер, что считалось привлекательным для мужчин. Однако растущая популярность кринолинов имела и свои негативные стороны. В то время для освещения использовались камины и свечи. Поэтому, если женщина в кринолине оказывалась рядом с камином или случайно опрокидывала свечу, юбка могла воспламениться. Также существовала опасность, что край юбки мог зацепиться даже за колеса кареты.