Вопросы, касающиеся помощи ребенку в адаптации к школе, волнуют как родителей, так и педагогов. Процесс адаптации к школьной среде имеет свои специфические черты. Рекомендации психолога способны помочь детям быстрее привыкнуть к школьной жизни и избежать ощущения отчужденности среди сверстников. Существуют три важных этапа в учебном процессе, о которых необходимо знать.
Привыкание ребенка к занятиям в начальной школе
Ответственность за сопровождение адаптации первоначально лежит на классном руководителе, а затем и на родителях ребенка. Следуя советам психолога, школьный период станет для ребенка наиболее благоприятным этапом в его жизни.
Каждый ребенок осваивает обучение в первом классе в своем собственном темпе. Одним детям требуется всего 2-3 недели, чтобы привыкнуть к новым условиям, в то время как другим может потребоваться до полугода, чтобы адаптироваться к системе обучения, найти общий язык с одноклассниками и наладить отношения с педагогом. Этот период зависит от индивидуальных качеств ребенка.
Неудивительно, если первоклассник задерживается после занятий или долго разговаривает по телефону с одноклассниками. В начале учебного года детям требуется время, чтобы наладить отношения, понять друг друга и найти общие интересы.
Важно объяснить ребенку, насколько значимо делиться с одноклассниками. При этом необходимо рассказать, как избежать эксплуатации, но и не заслужить репутацию скупого человека.
Необходимо продемонстрировать ребенку и классному руководителю, что родители и другие родственники готовы оказать поддержку при организации праздников и других внешкольных мероприятий. Важно, чтобы первоклассник ощущал, что он не одинок и что его всегда поддерживают близкие люди.
Важно регулярно общаться с ребенком после школы. Ему стоит рассказывать о том, с кем он находится, какие занятия у него проходят и с кем он взаимодействует в классе. Родители должны показывать детям, что их жизнь представляет для них интерес.
Процесс приспособления детей в возрасте от десяти до четырнадцати лет к обучению в средней школе имеет свои характерные черты
Переход в среднюю школу представляет для ребенка более серьезные испытания, чем поступление в начальную школу. Меняется привычная обстановка: детям, привыкшим к одному педагогу, сложно адаптироваться к обучению у учителей-предметников».
Учителю начальных классов необходимо рассказать коллегам об индивидуальных особенностях каждого ученика в классе. К сожалению, многие педагоги этого не практикуют. Оптимальным решением было бы, если бы четвероклассники познакомились с каждым из учителей-предметников».
По мере взросления детей родителям важно учитывать, что они становятся подростками. Гормональный фон претерпевает изменения, формируются новые приоритеты. Было бы полезно, чтобы близкие люди ребенка имели возможность узнать его друзей, понять, как он проводит свободное время во время перемен и после уроков.
Несмотря на кажущуюся необычность, контроль за ребенком при переходе в пятый класс все же необходим. По вечерам желательно удостовериться, правильно ли уложен рюкзак, не осталось ли забытых вещей, и подготовлена ли одежда, которую ребенок планирует надеть в школу. Однако важно определить предел, после которого ученик сможет действовать самостоятельно. Родителям следует совместно с ребенком выбирать внешкольные занятия, подходящие для школьника среднего звена. При этом важно предлагать варианты, а не навязывать свой выбор, и учитывать мнение ребенка.
Переход в старшую школу часто сопряжен с рядом трудностей, и вот рекомендации психолога, которые помогут их преодолеть
К радости для родителей и педагогов, старшеклассники начинают проявлять интерес к учебе. Однако родителю на этом этапе необходимо оставаться внимательным и собранным, наблюдая за тем, как ребенок учится, и обеспечивая его концентрацию на действительно важных аспектах. Часто у школьников старших классов меняются приоритеты: они увлекаются менее значимыми предметами, пренебрегая основными.
О важности обсуждения различных профессий с ребенком необходимо говорить как дома, так и в школе. При возможности стоит рассказать о преимуществах обучения в конкретных высших учебных заведениях, возможно даже организовать посещение университета для ознакомления. Важно вовлекать ребенка во внешкольную деятельность, но при этом подчеркивать приоритет школьного образования.
Игнорировать конфликты ребенка с педагогами недопустимо, если они возникают. Подобно любому зрелому человеку, ребенок старшего школьного возраста имеет сформированную точку зрения, которую следует учитывать. Родителям важно стремиться к разрешению конфликтных ситуаций, проявляя при этом непредвзятость и объективность.
Лишение ребенка личного пространства недопустимо. По возвращении из школы старшекласснику необходимо предоставить место для отдыха – собственную комнату или, как минимум, уголок, где он сможет побыть наедине в течение часа-двух после уроков.
Для родителя, педагога и специалиста по психологии крайне важно демонстрировать ребенку на собственном опыте, как следует учиться, выстраивать отношения с окружающими и развиваться. Дети склонны перенимать не те установки, которые им проповедуют, а те модели поведения, которые они видят.