Завершение каникул означает возвращение к ранним подъёмам, учебным заданиям и строгому распорядку дня, к которому не всегда просто адаптироваться и детям, и их родителям. Капризы, апатия, тревога или отказ вставать по утрам – обычные признаки периода адаптации. К счастью, продуманная подготовка и грамотный подход помогут снизить уровень стресса и облегчить возвращение в учебный ритм. В этой статье Rsutе предлагает пять эффективных способов, одобренных психологами, чтобы помочь ребёнку вернуться к учёбе без слёз и протестов.
пять действенных советов, как помочь ребенку вернуться к учебе
1. Мягко восстановите режим сна
Чтобы организм ребёнка успел приспособиться к школьному графику, начинайте за неделю до начала учебного года постепенно корректируйте время отхода ко сну и подъёма, сдвигая его на 15–30 минут каждый день. Внезапное изменение от привычного позднего отбоя к раннему подъёму может вызвать стресс, уменьшить выработку мелатонина и спровоцировать постоянную усталость.
Чтобы пробуждать приятные воспоминания, стоит ассоциировать раннее утро с любимым завтраком, небольшой игрой и успокаивающим «ритуалом подготовки ко сну», например, с тёплым душем, чтением при неярком свете или отказом от использования электронных устройств за 90 минут до сна. Такой подход способствует снижению уровня тревожности и помогает избежать утреннего плохого настроения в первый день учебы.
помогайте ребёнку адаптироваться к школе посредством общения
Обсуждайте школу с ребёнком в позитивном ключе, акцентируя внимание на друзьях, увлекательных предметах и происходящих событиях, а не только на важности обучения. Применяйте активное слушание: задавайте вопросы, например, «Что было самым запоминающимся в прошлом годе?» или «О чём ты первым делом расскажешь Маше?». Для малышей можно использовать игровые приёмы: предложите нарисовать «школу мечты» или разыграйте сценку встречи с друзьями.
Формирование у ребёнка позитивного ожидания и демонстрация того, что школа — это увлекательное и надёжное место, облегчают его адаптацию. Искренняя заинтересованность и поддержка со стороны родителей делают этот процесс более плавным.
3. Вовлекайте ребёнка в подготовку к школе
Предоставление ребёнку возможности выбирать школьные принадлежности, такие как тетради, ручки и рюкзак, способствует ощущению самостоятельности и усиливает его заинтересованность в обучении. Затем можно вовлечь его в организацию рабочего пространства, оформить «уголок вдохновения» на стене с расписанием и планами, создать особенный ритуал для первого школьного утра (например, особый завтрак или прослушивание любимой мелодии).
Даже незначительные возможности для проявления индивидуальности, такие как наклейка на тетрадь или выбор пенала, способны сделать подготовку к учёбе приятной и создать позитивный настрой.
4. Щадящий режим первых дней
В первые дни после отдыха не стоит перегружать ребёнка занятиями и дополнительными кружками. Слишком интенсивные умственные и физические нагрузки сразу после периода отдыха способны спровоцировать раздражительность, апатию и повышенную утомляемость.
Рекомендуется предложить восстановительные занятия, такие как свободное рисование, сенсорные игры, чтение для удовольствия, прогулки на свежем воздухе или тихий час в специально отведенной комнате. Сниженная концентрация и забывчивость в первые дни – это не проявление лени, а закономерная адаптация. Необходимо предоставить телу и мозгу возможность постепенно прийти в тонус.
5. Формируйте позитивное отношение к школе
После окончания школьного дня вместо вопросов о возникавших сложностях спрашивайте о позитивных моментах: «Что интересного произошло сегодня?». Применяйте методики «Роза и шип» (определение наиболее удачного события и возникшей трудности), «3 солнышка» (перечисление трех приятных моментов) или для самых маленьких – предложите нарисовать «улыбку дня».
Записывайте достижения ребёнка в «банк достижений» – в виде записей или фотографий. Это способствует формированию у него позитивного восприятия себя, повышает психологическую устойчивость и помогает рассматривать школу как место для развития, общения и получения новых впечатлений.