Многие мамы сталкивались с такой ситуацией: ребенок ведет себя хорошо с воспитателем в детском саду, с бабушкой, с няней и с другими людьми, но как только мама появляется, его поведение резко меняется. Он начинает капризничать, шумно себя вести, а порой доходит до истерик. Это часто вызывает вопросы у окружающих, которые могут упрекать маму, считая, что она избаловала ребенка и допустила ошибки в его воспитании.
Что означает такое поведение ребенка
Согласно исследованиям, подобное поведение характерно для всех детей в определенном периоде развития, а также встречается у потомства высокоразвитых животных, которые демонстрируют «детскую» модель поведения в присутствии матери.
Мама является для каждого ребенка самым близким человеком, с рождения у малыша формируется тесная связь с ней, и он чувствует себя защищенным рядом с ней.
В процессе общения с окружающими дети невольно начинают копировать их поведение, соответствуют их требованиям, повторяют мимику и речевые обороты. Этот процесс происходит на уровне восприятия, однако требует определенной работы психики ребенка.
Когда ребенок находится рядом с матерью, в присутствии которой он чувствует себя защищенным и уверенным, он подсознательно расслабляется, теряет контроль над своими чувствами и корректирует свое поведение. Это может проявляться в озорном поведении, капризах и истериках. Малыш может отказываться от приема пищи, разбрасывать игрушки и даже демонстрировать агрессию.
В каких именно обстоятельствах требуется помощь матери
Во-первых, необходимо, чтобы мать осознавала, что подобное поведение ребенка – явление естественное, не являющееся следствием ошибок в воспитании или его чрезмерной избалованности. Оно обусловлено самой природой. Такое поведение свидетельствует о начале формирования и развития социального интеллекта у ребенка. Он осваивает умение адаптировать свое поведение к различным обстоятельствам – качество, свойственное всем взрослым. В конце концов, каждый человек чувствует себя наиболее комфортно и расслабленно лишь в общении с близким человеком. Различие заключается в том, что у взрослого уже устоялись социальные нормы, а ребенку предстоит их изучить.
Некорректным будет попытка остановить подобное поведение ребенка посредством наказания.
Гораздо продуктивнее реагировать на негативные эмоции ребенка, которые он проявляет в моменты отдыха, посредством обсуждения его чувств. Легко проявить сочувствие, признав, что ребенок чувствует усталость или расстройство, выразив понимание его состояния и признавшись, что вам тоже не хватало общения с ним.
Чтобы социальные навыки развивались ускореннее, а ребенок легче адаптировался к новым социальным группам, рекомендуется, при наличии подобного поведения, сокращать время его совместного пребывания с обоими взрослыми.
Зачастую мамы сталкиваются с критикой окружающих, обвиняющих их в избалованности ребенка и его неуправляемости. В подобной ситуации целесообразно не обращать внимания на подобные замечания или парировать, подчеркнув, что вы довольны тем, что обеспечили своему ребенку благоприятные и защищенные условия для развития его индивидуальности.