В Китае детей с раннего возраста учат строгости и послушанию. С самого детства ребенку формируют необходимые качества и характеристики, что, по мнению западных специалистов, не всегда соответствует представлениям о гуманном и эффективном воспитании. Тем не менее, китайские дети демонстрируют более высокие результаты в освоении школьной программы и в целом более успешны. Психотерапевт Айна Громова объяснила, в чем заключается особенность китайского воспитания и как оно способствует развитию ребенка, приближающего его к идеалу».
Как сделать из ребенка «сверхчеловека»
Известно, что в Китае наблюдается чрезвычайно высокая конкуренция, и каждому приходится прикладывать максимум усилий, чтобы добиться успеха. Те, кто не обладает выдающимися способностями, скорее всего, столкнутся с трудностями при поиске работы и не смогут реализовать себя в полной мере. Именно такие обстоятельства и обуславливают высокий уровень образования и строгое воспитание китайских детей.
Родители внушают ребенку необходимость обучения и самосовершенствования, стремясь к превосходству над другими. При этом, их действия не продиктованы жестокостью, а обусловлены искренним желанием воспитать из детей успешных взрослых.
Каждый день в жизни маленького китайца строго регламентирован. У них нет возможности для свободного времяпрепровождения, кроме сна и приема пищи.
Особенности китайского воспитания
Родители, как правило, внимательно следят за успехами своих детей. Они не могут игнорировать их успеваемость или поведение, поскольку осознают, что нерадивого ребенка невозможно «подыграть» — в будущем это может помешать его поступлению в университет и устройству на работу.
Тот факт, что китайские родители уделяют большое внимание своим детям, закономерно ведет к более строгим методам воспитания. Часто можно услышать критику в адрес родителей, которые, по мнению некоторых, излишне суровы и прибегают к физическому наказанию. К тому же, подобный подход к воспитанию превратился в устоявшуюся практику, не учитывающую психологическое благополучие ребенка.
Все, кто вовлечен в образовательный процесс, прилагают максимум усилий
Люди азиатского происхождения, как правило, сдержаннее в проявлении эмоций и не склонны к открытой демонстрации симпатии. Для жителя Китая это может быть просто вопрос вежливости, однако для педагога это – основополагающий принцип. Недопустимо проявлять особое отношение к наиболее успешным ученикам или проявлять пренебрежение к остальным.
Педагоги стремятся поддержать успеваемость всех учеников, вне зависимости от их способностей, и поэтому нередко повышают их оценки до требуемого уровня. Это также обусловлено усилиями самих учащихся, благодаря чему каждый, кто вовлечен в образовательный процесс, прилагает максимум усилий для достижения результата.
В китайских школах крайне редко можно встретить как выдающихся учеников, так и тех, кто значительно отстает от учебной программы. Ученик, не успевающий поспевать за программой, по сути оказывается исключенным из общества, и это считается в Китае самым серьезным последствием.
По мнению китайских педагогов, у каждого ребенка есть свои сильные стороны и способности к изучению определенных предметов. Ключевую роль в этом играет их трудолюбие, выдержка и терпение, как врожденные качества, так и приобретенные в процессе воспитания. Впоследствии эти дети вырастут в ответственных специалистов, стремящихся выполнять свою работу на наилучшем уровне. Именно поэтому Китай демонстрирует выдающиеся результаты».
Авторитет старших
В Китае с раннего детства детей воспитывают в уважении к старшим – родителям, педагогам, людям старшего возраста. Их мнение и воля считаются непреложным законом, оспаривать который не принято. Непоколебимый авторитет минимизирует вероятность разногласий и споров в семье, даже с подростками.
Преимущество такой строгой системы заключается в том, что попытки обойти установленные нормы и законодательство невозможны. Нельзя будет получить должность по связям или обеспечить поступление в университет некомпетентному родственнику.
Хотя эти условия могут восприниматься как излишне строгие, нельзя отрицать, что в китайской системе воспитания присутствует элемент справедливости.